Учащимся

Как вести себя на концерте

Заранее продумай, как ты оденешься. Попытайся выбрать такую одежду, чтобы на тебя было приятно посмотреть, но не хотелось рассматривать в течение всего концерта, как инопланетянина. Учти, что тебе вряд ли придётся лазать по канату и копать землю.

Опаздывать на концерты нельзя. Если всё же ты опоздал, никогда не входи в зал, даже на цыпочках или по-пластунски, пока не раздались аплодисменты.
Если ты не можешь сдержать неожиданно напавшее на тебя желание чихнуть, попытайся сильно зажать нос пальцами. В случае настоящего тайфуна приступа кашля тебе ничего не остаётся, кроме как спастись бегством, стараясь отдавить по дороге как можно меньше ног.

Не бери с собой много вещей. Возможно, тебе пригодятся только входной билет, деньги для программки или буфета и ключи от дома. Будет неплохо, если всё это, включая номерок гардероба, ты поместишь в такое место, откуда эти предметы не будут выпадать в самые неподходящие моменты, пугая своим звоном весь зал и исполнителей. Зимой рекомендуется также взять пакет со сменной обувью. Это очень удобно.

Даже если ты привык всегда быть на связи, оставь, пожалуйста, дома или не забудь отключить мобильный телефон, портативный компьютер и спутниковую радиостанцию. Поверь, если твои абоненты узнают, что ты недоступен, т.к. находишься на концерте, они решат, что это круто и обязательно присоединятся к тебе в следующий раз. Зато, потом вам будет о чём поговорить, используя высокие технологии.

Конфеты – причина не только кариеса твоих зубов, но и плохого настроения всего зала. Когда ты аккуратно разворачиваешь конфетку или шоколадку во время концерта, помни, что даже для глуховатой старушки, сидящей далеко от тебя, этот звук – достаточное основание для того, чтобы присоединиться к расправе, которую страстно желает учинить над тобой весь зал. Cамое главное на концерте – музыка. Поэтому основной принцип твоего присутствия в зале – “поменьше звуков!”.
Урчание пустого желудка также не встретит понимания твоих соседей. Совет один – съешь за час до концерта что-нибудь легкое.

Постарайся не пахнуть.
Как сильный “парфюм”, так и запах давно не мытого тела способны создать вокруг тебя пустое и довольно неуютное пространство.
Никогда!!! Никогда не хлопай между частями многочастного произведения.
Этим ты докажешь всем окружающим, что тебе лучше было остаться дома. Аплодисменты – это единственный допустимый способ выражения твоего восторга игрой музыкантов, их не надо подбадривать выкриками “Молодцы!”, также не стоит делиться своими впечатлениями с соседями во время исполнения.

На рок – концерте ты можешь делать ВСЁ!

Полезные советы преподавателей ДМШ им.Р-Корсакова, г.Санкт-Петербург
Играть нужно ушами!
Любовь Павловна Криштоп – один из самых опытных педагогов школы. Ее советы оказались краткими. Кроме главного (вынесенного в заголовок раздела), было ещё лишь два принципиальных замечания: «Рояль – не ударный инструмент!» и «Педаль – не насос, нажимать её тоже следует ушами!». Отдадим должное юмору педагога и заметим, что все три пожелания исключительно важны – увы, нередко игра на фортепиано действительно уподобляется хорошо исполненной дрессуре…

Любовь Павловна также обратила наше внимание на несколько любимых ею афоризмов:
• Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки (Н. Перельман)
• Играть быстро легче, чем играть медленно (В. А. Моцарт)
• Пой, когда играешь (Тосканини)
• Паузы между нотами – вот где обитает искусство! (А. Шнабель)
• Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах (Н. Перельман)

Очевидно, что внимание педагога направлено не только на собственно нотные знаки, но и на всё музыкальной пространство, включающее и глубину, и ширину, то есть протяженность во времени – в том числе на осмысленность пауз, придающих внятность и членораздельность музыкальной речи.
Тише едешь – глубже будешь!
Ирина Алексеевна Сивакова: «Старинная русская пословица «тише едешь – дальше будешь» в наше время нуждается если не в переводе, то в разъяснении, так как слово «тише» уже не употребляется в значении «медленнее».
Но вспомните хотя бы Пушкина: «Я отпустил циновку и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды» («Капитанская дочка»). Так же и в русском музыкальном обиходе – нотах, фортепианных методиках и школах – вплоть до конца XIX века слово «тихо» широко применялось как указание на скорость движения. П. И. Чайковский в «Детском альбоме», давая темповые обозначения на русском языке, использует слово «тихо», помечая им три пьесы: «Утреннюю молитву», «Неаполитанскую песенку» и «Шарманщика».
Эту связь динамического, темпового и аффективного значений нельзя найти в немецком и английском языках, но в итальянском (главном языке музыкальных терминов) она есть. Об этом подробно говорит Н. Корыхалова в книге «Музыкально-исполнительские термины» (СПб, Композитор, 2003): Piano по-итальянски означает не только «тихо» (негромко), но и «медленно». Равным образом forte – не только «громко», но и «быстро». Эта связь ощущалась музыкантами вплоть до первой половины XIX века. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» Карл Черни раскрыл характер каждого из динамических оттенков:
• при исполнении pianissimo (pp) к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости: pp носит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха;
• piano (p) означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным, но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам;
• forte (f) передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти;
• fortissimo (ff) выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры. Уловили мысль? Она состоит в следующем: не играйте тихо, не играйте громко, а играйте артистично, поэтично, нежно, возвышенно, трепетно, завороженно, мирно, приветливо, созерцательно, сладостно, пугливо, покорно, надломленно, исповедально!
Или: энергично, торжественно, радостно, страстно, экзальтированно, мятежно, яростно, безудержно, дерзко, кичливо, чопорно, с бравадой, с достоинством, жизнерадостно и т.д.
Около 370 оттенков эмоциональных состояний, переживаемых человеком, стоят за скромными динамическими обозначениями «тихо» и «громко», именно о них композиторы и рассказывают нам на языке музыки (см. также об этом в книге В. Ражникова «Резервы музыкальной педагогики», М., 1980).

Не бойтесь трудностей!

И краткое, но полезное резюме от заведующего фортепианным отделом школы Ирины Артемьевны Касабовой.
• Всем, кто собирается учиться игре на фортепиано (равно как и на любом другом инструменте) нужно иметь в виду, что занятия потребуют настойчивости, преодоления множества трудностей и внимания.
• Одно из важнейших пожеланий ученикам, уже начавшим учебу: научиться контролировать полную свободу рук и плечевого корпуса (от самых лопаток). Такая мышечная свобода должна стать одной из главных привычек, поскольку в процессе игры в руках возникает напряжение, моменты зажатости – нужно уметь «сбрасывать», преодолевать их, чтобы в процессе игры не накапливалась усталость.
• Параллельно обучению в фортепианном классе нельзя забывать о нотной грамоте, сольфеджио, чтении книг, посещении концертов и театров, то есть о комплексном творческом, интеллектуальном и профессиональном развитии. Без личности не бывает настоящей музыки!